Новости

Интервью Председателя Государственной финансовой инспекции Украины Петра Андреева журнала "Финансовый контроль" № 1 (96) 2014 г..

«Коррупция - стоп!» - не очередной лозунг, а ответ на вызовы современности

Становление Украины как независимого, демократического государства требует жесткого противодействия явлениям, которые негативно сказываются на развитии общества и угрожают принципам правового государства. Коррупция как раз и является одним из таких опасных явлений, которые мешают развитию любого государства. Проблема коррупции, безусловно, не является только украинской. Явление это имеет и историческое происхождение, и географическое распространение. Поэтому только эффективные правовые и организационные меры способны сдерживать ее развитие и распространение. Главное направление деятельности Государственной финансовой инспекции Украины более 20 лет направлен на освобождение общества от коррупции, воспитания общества в духе всестороннего неприятие ее проявлений. «Коррупция - стоп!» - не очередной лозунг, это главная задача, стиль работы и ответ на вызовы современности. Об этом наш разговор с председателем Государственной финансовой инспекции Украины Петром Андреевым

- Петр Петрович, Национальная антикоррупционная стратегия на 2011-2015 годы определила главные направления по усилению финансовой и фискальной дисциплины, финансового контроля за целевым и эффективным использованием государственных средств, за обеспечением прозрачности процесса государственных закупок т ощо. Расскажите, что по итогам прошлого года удалось сделать возглавляемому Вами органа, а над чем еще надо работать?

- Руководство государства щ е в начале прошлого года объявило о необходимости действенного, даже жесткого контроля за целевым использованием бюджетных средств в том числе и всех государственных ресурсов в целом. Государственной финансовой инспекции было отведено особую роль в этом процессе. Среди приоритетных задач булонедопущення фактов препятствования органам государственного контроля при проведении контрольных мероприятий и устранения предпосылок, что этому способствуют. Обеспечения абсолютной независимости органов государственного финансового контроля, полного выполнения законных требований и обеспечения освобождения от занимаемых должностей руководителей, допустивших нарушения финансового и бюджетного законодательства.

Подытоживая предварительные показатели работы Инспекции по 2013 и результаты предыдущих лет, могу сказать, что удалось сделать немало. Государственная финансовая инспекция, значительно уменьшив количество предприятий, учреждений и организаций, охваченных ревизиями, проверками государственных закупок и комиссионными проверками, увеличила сумму выявленных нарушений, которые привели к потерям (рис.1 и 2).

1 и 2)

Отказавшись от чрезмерного количества проверок, Госфининспекция улучшила их качество, введя подход к планированию контрольно-ревизионной работы и отбора объектов контроля на основании оценки рисков допущения нарушений, мониторинга рисковых операций, обращений граждан и нашего телефона доверия.

Отказавшись от чрезмерного количества проверок, Госфининспекция улучшила их качество, введя подход к планированию контрольно-ревизионной работы и отбора объектов контроля на основании оценки рисков допущения нарушений, мониторинга рисковых операций, обращений граждан и нашего телефона доверия

Продолжается плодотворное взаимодействие с правоохранительными органами. По материалам контрольных мероприятий применяются финансовые санкции к нарушителям финансово-бюджетной дисциплины, начато досудебные расследования, возбуждаются уголовные дела, составляются протоколы о коррупции (рис. 3).

3)

- Каково Ваше мнение по поводу реформирования государственного финансового контроля и его взаимосвязь с Указом Президента Украины «О Национальной антикоррупционной стратегии на 2011-2015 годы»?

- Реформа государственного финансового контроля осуществляется как составная часть реформирования и модернизации системы государственных финансов. А главная суть хорошо отлаженной системы контроля как раз и заключается в предупреждении и профилактике финансовых правонарушений (в том числе коррупционных факторов их совершения).

- То есть профилактике и предупреждению - приоритет?

- Бесспорный приоритет. Введя в органах государственного сектора систему внутреннего контроля и деятельности внутреннего аудита, удастся сместить акценты с дальнейшей констатации нарушений на выявление их системных причин. И, как следствие, на внедрение механизмов их недопущения или минимизации.

В этой плоскости делается весомый акцент на ответственности руководителя и, соответственно, его заинтересованности в построении надежной системы внутреннего контроля. Если руководитель будет иметь такую ​​систему внутреннего контроля, будет обеспечено минимизацию рисков, уменьшится количество нарушений еще до обнаружения их контрольными мероприятиями.

Развитие государственного финансового контроля направлен как на выявление, так и, подчеркиваю, на предупреждение и уменьшение в дальнейшем нарушений, совершенствование системы управления. Как ожидаемый результат - предполагается и уменьшения коррупционных схем, поскольку объектами исследования внутренних аудитов является не только бухгалтерский учет и отчетность, но и исследования качества функционирования системы внутреннего контроля.

К тому же Указом Президента Украины «О Национальной антикоррупционной стратегии на 2011-2015 годы» предусмотрено осуществление разъяснительной работы о необходимости усиления финансовой и фискальной дисциплины, финансового контроля за целевым и эффективным использованием государственных средств.

Как видите, взаимосвязь между мерами Национальной антикоррупционной стратегии и развитием государственного финансового контроля является очевидным и обоюдным. Потому усиление антикоррупционного законодательства будет способствовать развитию государственного финансового контроля, который, со своей стороны, обеспечит предупреждение финансовых правонарушений и недопущение применения коррупционных схем отмывания бюджетных средств.

- И все же несколько слов о наказании нарушителей финансовой дисциплины. Недавно редакция нашего журнала провела анкетирование читателей. Выяснилось, людей интересует, достаточно ли у Государственной финансовой инспекции полномочий для того, чтобы казнокрадов были наказаны. Ведь известно, что финансовые инспекторы не могут выполнять функции правоохранителей, не могут подменять собой суды.

- взаимодействие с правоохранительными органами, информирование и х о выявленных нарушениях законодательства является очень важным направлением деятельности по устранению выявленных нарушений. В течение 11 месяцев 2013 года при результатам рассмотрения переданных органами Госфининспекции Украины материалов правоохранительные органы открыли почти 2,5 тыс. Уголовных производств.

Для принятия предусмотренных законодательством мер сообщаются и другие органы государственного контроля в случае выявления органом Госфининспекции фактов, которые могут свидетельствовать о нарушении законодательства, контроль за соблюдением которого входит в компетенцию соответствующего органа контроля.

В случае же, если объект контроля самостоятельно не устраняет нарушения, органы Госфининспекции могут обращаться в суд относительно принуждения к выполнению соответствующих требований.

Итак, могу констатировать, что органы Госфининспекции Украины на сегодня имеют целый арсенал полномочий для побуждения нарушителей до приведения их деятельности в соответствие с требованиями законодательства, привлечению виновных лиц к установленной законодательством ответственности и возмещение причиненного нарушениями вреда.

- Петр Петрович, Вы неоднократно подчеркивали необходимость активного сотрудничества Государственной финансовой инспекции с правоохранительными органами ...

- Уже традиционной на ниве борьбы с проявлениями коррупции стала такое сотрудничество Госфининспекции Украины с правоохранительными органами. Руководствуясь принципом, что любое очищение следует начинать прежде всего с себя, руководство Госфининспекции неоднократно обращалось в правоохранительные органы с просьбой жестко и принципиально реагировать на любые возможные проявления коррупции в действиях работников органов Госфининспекции и выражало готовность всячески содействовать привлечению таких лиц к уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности.

С такой просьбой руководство Госфининспекции Украины уже не впервые обращается к руководителям подконтрольных предприятий, учреждений и организаций с призывом активно участвовать в противодействии коррупционным проявлениям среди работников Госфининспекции и безотлагательно информировать о таких проявления Госфининспекции и правоохранительные органы.

- Как Вы оцениваете степень доверия к инспекторам и аудиторов Государственной финансовой инспекции Украины со стороны тех, кого они проверяют?

- Не думаю, что есть в мире человек, которому нравилось бы, когда проверяют ее деятельность. Финансовый контролер далеко не всегда желанный гость на предприятии. Иногда - совсем нежелателен, и об этом мы уже говорили. Однако, не устаю повторять и подчеркивать, наша главная задача - не наказание, а работа над ошибками. Во время проверки часто выявляют не преступление, а просто головотяпство бухгалтеров или руководителей, и до конца проверки удается исправить очень много недостатков. Как следствие, звучат слова благодарности от тех, кого проверяют. Конечно, от этого и уровень доверия к инспекторам.

Сам факт проведения проверки Госфининспекции - это, так сказать, гарантия того, что контролем охвачено важнейшие сферы деятельности объекта контроля; выводы, предоставленные ревизорами, являются квалифицированными, беспристрастными, объективными и бесспорными. Статистика последних лет свидетельствует об уменьшении количества предоставленных объектами контроля возражений по актам ревизий (с 2,6 тыс. Возражений 2010 года - до 1,7 тыс. Возражений 2012 года, а в течение 11 месяцев прошлого года этот показатель еще уменьшился до 1, 2 тыс. возражений). В то же время наблюдается устойчивая тенденция к уменьшению процента возражений, подтвердились: если в 2010 году этот показатель составлял почти 18%, то в 2013 году - 12%.

О росте степени доверия к инспекторам и аудиторов также свидетельствует увеличение количества обращений граждан, должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, поступающих в органы Госфининспекции Украины для выяснения фактов возможных злоупотреблений при использовании государственных ресурсов и нарушений финансового законодательства подконтрольными учреждениями. По сравнению с 2012 годом количество таких обращений выросло на 108 и составило 3471.

Очень показательный, на мой взгляд, факт, что сегодня нередки случаи проведения контрольных мероприятий по инициативе собственно объектов контроля. Как не это, в конце концов, может свидетельствовать о высокой степени доверия объектов контроля в государственных инспекторов и аудиторов и Госфининспекции в целом.

- Несколько слов о кадровой политике Государственной финансовой инспекции Украины. Требования относительно профессиональных и человеческих качеств работников? Что, по Вашему мнению, должен выделять фининспекторов, финансовых аудиторов?

- Выполнение сложных задач, поставленных перед Государственной финансовой инспекцией Украины, возможно лишь при условии разумной взвешенной кадровой политики. Ведь работники органов государственного финансового контроля обязаны не только досконально знать порядок ведения бухгалтерского учета и владеть формами и методами контрольно-ревизионной работы, но и ориентироваться в сложных экономических процессах современности. Без видения проблем отрасли проверяется, и умение проанализировать полученные данные очень сложно сделать правильные выводы. Кроме профессиональных знаний, специалист Государственной финансовой инспекции должен иметь и бойцовские качества. Не секрет, и это неоднократно освещалось в средствах массовой информации, наших инспекторов не допускали на объекты контроля. Отмечу - государственных инспекторов не допускали на государственные объекты! Конечно, когда такое происходит, следующими на объект идут правоохранители. Но не стоит забывать, что инспекторы - это живые люди, среди них большое количество женщин.

По профессиональному опыту знаю, что не всегда хороший бухгалтер может стать профессиональным финансовым инспектором или аудитором. Поэтому в системе государственного финансового контроля основана и эффективно внедряется практика наставничества. Особое внимание и помощь в овладении формами и методами проведения ревизий, проверок и аудитов, адаптации к специфике контрольно-ревизионной работы предоставляется молодежи, недавно принятым работникам, имеющим незначительный опыт этой работы. Их работа и учеба - под постоянным контролем руководителей и опытных специалистов.

- Стоит ли, на Ваш взгляд, широко информировать общественность о деятельности Госфининспекции? Ведь масштабы нарушений просто поражают, и это вызывает возмущение у граждан ...

- Открытость и прозрачность деятельности Инспекции - наше кредо. Уверен - ничто так не возмущает людей, как попытки что-то скрыть. Сейчас создана законодательная база для внедрения системы государственного контроля европейского образца. Его суть, зерно, ключевой тезис заключается в максимальной прозрачности, в ответственности распорядителей государственными средствами в лице их руководителей перед обществом. Именно поэтому о работе Инспекции мы систематически и подробно рассказываем в средствах массовой информации. Именно вы, журналисты, помогаете обеспечивать нам в идкритисть и прозрачность работы органов Госфининспекции Украины, обнародовав распространенные и типичные нарушения финансовой дисциплины и недостатки в финансово-хозяйственной деятельности. Разъяснения причин и условий возникновения нарушений, рекомендации по их предотвращению и профилактике, а также советы для повышения квалификации работников бухгалтерских служб, ответы специалистов на вопросы граждан Украины - все это можно найти на страницах журнала «Финансовый контроль» и на веб-сайте Госфининспекции Украины *. Граждане и представители СМИ могут беспрепятственно ознакомиться со структурой, нормативной базой, планами и отчетным данным работы Госфининспекции Украины, ее территориальных органов, а также посл машними результатам проведенных контрольных мероприятии в.

В конце мая 2013 мы подписали Меморандум о сотрудничестве с Национальным союзом журналистов Украины, которая предусматривает совместное проведение пресс-конференций, брифингов, круглых столов по вопросам деятельности Госфининспекции Украины при участии представителей общественности и СМИ.

Всего же в прессе, на телевидении и радио и в Интернете в течение 2013 вышло более 20 000 материалов о нашей деятельности. По моему мнению, это убедительный показатель нашей открытости.

__________________________________________________________

* ( www.dkrs.gov.ua )

Расскажите, что по итогам прошлого года удалось сделать возглавляемому Вами органа, а над чем еще надо работать?
Каково Ваше мнение по поводу реформирования государственного финансового контроля и его взаимосвязь с Указом Президента Украины «О Национальной антикоррупционной стратегии на 2011-2015 годы»?
То есть профилактике и предупреждению - приоритет?
Как Вы оцениваете степень доверия к инспекторам и аудиторов Государственной финансовой инспекции Украины со стороны тех, кого они проверяют?
Требования относительно профессиональных и человеческих качеств работников?
Что, по Вашему мнению, должен выделять фининспекторов, финансовых аудиторов?